Минстрой и ТПП по-разному подходят к проблеме страхования строительных рисков

29 декабря 2014

Не так давно руководитель Минстроя РФ Михаил Мень подписал приказ, согласно которому из перечня компонентов, рекомендуемых к включению в сводную строительную смету, исключаются страховые платежи — обычно они составляют 1% от общей суммы сметы. Несогласное с таким подходом руководство Торгово-Промышленной Палаты, которое при всяком удобном случае старается пролоббировать интересы отечественного бизнеса, в том числе и страхового, обратилось в Правительство Российской Федерации с просьбой вернуть эти страховые платежи в перечень компонентов сметы. Таким образом, у Минстроя и ТПП существует диаметральная разница во взглядах на конкретную проблему и подходы к ее решению. Так будут ли в итоге страховые платежи включаться в состав сводных строительных смет или теперь можно обойтись и без них? По просьбе редакции этот вопрос комментирует партнер юридической фирмы «Юристат» Алексей ЕВСИКОВ (на фото).

— Алексей, изложите, пожалуйста, юридическую суть дела.

— Для начала напомню, что строительная деятельность на территории Российской Федерации осуществляется на основании гражданского и градостроительного законодательства.

16 июня 2014 года Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства России был издан приказ, в соответствии с которым внесены изменения в Методику определения стоимости строительной продукции на территории Российской Федерации (утвержденную Постановлением Госстроя России от 05.03.2004 №15/1). Согласно этому документу, из перечня рекомендуемых к включению в сводную строительную смету компонентов исключаются страховые платежи.

 

— Сформулирую главный вопрос, который волнует строителей и заказчиков: обязателен ли этот документ для исполнения строительными организациями или он носит рекомендательный характер?

— Говоря о соответствующих изменениях, необходимо обратить внимание на следующее. Методика определения стоимости строительной продукции на территории Российской Федерации (утвержденная Постановлением Госстроя России от 05.03.2004 №15/1) не является обязательным для применения актом. Письмом Министерства юстиции РФ от 10 марта 2004 года №07/2699-ЮД выражена позиция регистрирующего органа, согласно которой данный акт не нуждается в государственной регистрации, не содержит правовых норм и носит исключительно рекомендательный характер.

Кроме того, исходя из сложившейся судебной практики (например, Определение Высшего арбитражного суда РФ от 24.12.2013 №ВАС-18534/13 по делу №А36-2686/2010), Методика может выступать в качестве критерия формирования стоимости выполненных строительных работ при наличии споров между заказчиками строительства и генеральными подрядчиками.

Однако есть другой и документ — Постановление Правительства РФ от 18.05.2009 №427 (ред. от 25.09.2014) «О порядке проведения проверки достоверности определения сметной стоимости объектов капитального строительства, строительство которых финансируется с привлечением средств федерального бюджета». Согласно ему, полномочия по проведению обязательной проверки достоверности определения сметной стоимости объектов капитального строительства, строительство которых финансируется с привлечением средств федерального бюджета, возложены как раз на Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ — то есть на тот орган, к которому перешли полномочия по нормотворчеству в строительной сфере.

Как бы то ни было, отвечая на ваш вопрос, еще раз подчеркну, что изменения в Методику определения стоимости строительной продукции на территории Российской Федерации, внесенные приказом Министерства строительства и ЖКХ, не носят принципиального, общеобязательного характера.

 

— Значит, министр Михаил Мень отменил обязательное закладывание в сводную строительную смету 1% от общей суммы на страхование строительных рисков, но его приказ можно и не исполнять — как кто хочет, так тот и поступает?

— Во-первых, министр Михаил Мень не мог отменить обязательное закладывание в смету 1% от общей суммы на страхование строительных рисков, поскольку соответствующими полномочиями он не обладает. Смета согласуется между участниками строительства, и те положения, которыми ранее предусматривалось включение в смету страховых рисков, носили, как мы уже сказали, рекомендательный характер.

Во-вторых, в силу целого ряда юридических и фактических причин многие заказчики строительства (в первую очередь государственные заказчики) руководствовались Методикой определения стоимости строительной продукции на территории РФ, в которую и были внесены изменения Минстроем РФ.

По нашим прогнозам, с учетом развития ситуации, в большинстве государственных контрактов на строительство соответствующие платежи включаться в состав сводных строительных смет не будут.

 

— А лично вы за то, чтобы сохранить в смете страхование строительных рисков или они не так важны?

— Я считаю, что целесообразно сохранить в строительных сметах страхование строительных рисков. Все-таки строительство — вид деятельности, сопряженный с существенными финансовыми затратами и серьезными рисками. Поэтому страхование этих рисков лично мне представляется необходимым.

Беседу вел Алексей АНДРЕЕВ

По материалам http://www.rcmm.ru